Домен продается. Писать администратору.



Перейти на сайт галереи
  ==>  

Видеоматериалы и публикации в различных изданиях

Как интерпретировать сюжеты рисунков?

Мы уже говорили о том, насколько интересными и информативными могут оказаться наши рисунки с точки зрения отражения в них наших внутренних психологических состояний. Через интерпретацию рисунка можно увидеть эмоциональные состояния человека, его проблемы и страхи, смысл его переживаний, особенности отношений с близкими людьми и окружающими и еще многое-многое другое.

Для того чтобы попробовать применить этот метод психологического анализа к себе, вооружитесь цветными карандашами, фломастерами или красками и постарайтесь изобразить какой-нибудь сюжет. Думать особенно не нужно, просто начните рисовать что-нибудь, что придет вам в голову. Вспомните, как вы рисовали, когда были маленькими – сюжеты рождались сами собой, а рука планомерно скользила по бумаге. Вот и действуйте точно таким же образом – меньше мысли, больше движений кистью (ну, или другими «инструментами»).

Кстати, руководствуясь этими же принципами, вы сможете проанализировать также и рисунки своих детей. Уж у них-то материала для подобной работы, как правило, предостаточно. Так что если вы наберетесь терпения и хорошенько рассмотрите все детали изображенного, вы сможете узнать гораздо больше о жизни вашего ребенка и лучше поймете его настроения, переживания или проблемы в школе.

А может быть, даже кто-то из ваших близких захочет что-нибудь изобразить и совместно разобрать, что из этого выйдет.

Итак,смотрим, на что следует обращать внимание в рисунках, на какие детали и особенности.

Первое, на что стоит обратить внимание – это то, что находится в центре рисунка, в центре композиции. Вполне возможно, что именно этот объект символизирует суть самого важного актуального переживания, он также может выражать суть проблемы, беспокоящей человека, или то, что больше всего его тревожит.

Второе, что привлечет внимание – что изображено «не так» или неправильно, то есть что может не соответствовать аналогичному в реальности объекту, что выглядит несуразно, нелогично и т.п. Сравните рисунок с окружающим миром – если что-то не так, то именно в этой детали и заключается проблема, именно на этом символически выраженном участке и сконцентрирована сложная для человека ситуация. Кстати, сам рисующий может и вовсе не догадываться об этом, однако его бессознательное старается раскрыться в подобного рода образах.

Подумайте, с чем может быть связано, например, и такое часто встречающееся явление – как несоответствие времени года тому моменту, когда создается рисунок. Возможно, это связано с какими-то важными или серьезными событиями в жизни человека, или он зациклен на какой-то, привязанной к сезону ситуации или закономерности. Хотя вполне возможно, что ему просто не хватает приятных эмоций, которые так часто пытаются компенсировать многие рисующие с помощью изображений солнечного лета или новогодних праздников.

Затем нужно посмотреть, вдруг на рисунке чего-то не хватает, что, казалось бы, должно было логично находиться там по смыслу. Как правило, это именно то, чего не достает человеку в жизни, в чем он нуждается или испытывает дефицит. Если же отсутствует какой-то человек, то вполне возможно, что с ним у рисующего наметились в какой-то степени конфликтные отношения или же автор рисунка чем-то обижен на него, или не особо хочет видеть его в своей жизни, но с другой стороны ему может также не доставать общения с этой фигурой. Например, очень часто дети часто не «дорисовывают» кого-то из членов семьи. Нет на рисунке папы – значит, ему нужно уделять больше внимания своему чаду и проводить с ним больше времени, нет братика или сестры – скорее всего, ваш малыш страдает из-за конкуренции с ним за любовь родителей.

Обратите внимание, насколько заполнен листок бумаги, насколько использовано его пространство. Этот лист можно сравнивать с жизнедеятельностью человека, его психологическим и физическим здоровьем. Если рисунком занято мало места, то это значит, что у исследуемого субъекта могут быть проблемы со здоровьем: он слаб, устал, плохо себя чувствует. У него может быть сниженное настроение, чувство подавленности и отстраненности от внешнего мира. Человек может быть чрезмерно стеснительным, иметь низкую самооценку или даже какие-то серьезные комплексы. У ребенка таким способом может проявляться плохая адаптация в детском саду или школе, неуверенность в общении с группой, неумение влиться в коллектив. Когда же рисунок охватывает весь лист, это говорит о том, что у человека достаточно много энергии и общий жизненный тонус находится на вполне нормальном уровне. Однако если общее содержание рисунка выдает те или иные проблемы, то заполненность листа может свидетельствовать и о моменте сверхкомпенсации в поведении рисующего – то есть чрезмерно бурной реакции на какие-либо события или внутренние переживания.

Посмотрите, есть ли в сюжете рисунка какие-либо предметы, черты, детали, которые очевидным образом отделяют одного персонажа от другого или один объект от второго. Это могут быть и вполне обычные детали рисунка – забор, дерево, стена дома, озеро, но если в связи с ними в глаза бросается факт преграды, то они становятся особенно важными при интерпретации. Обычно такие вещи называют «барьерами», и они означают, что между двумя разделенными изображениями существует конфликтная ситуация. А если «барьером» разделены изображенный человек и какой-то предмет, что вполне возможно, что именно с этой вещью или с этой ситуацией у него связаны какие-то неприятные впечатления, воспоминания или обстоятельства.

Сопоставьте размер и пропорции изображенного на рисунке. Преувеличение или приуменьшение фигур, событий, фактов, а также искажение формы, сути обычно рассматривается как проблемная зона. Увеличенный образ свидетельствует о том, что рисующий в данный момент озабочен этой проблемой, он думает над ней и пытается разрешить. Уменьшенный или искаженный объект, как правило, говорит о том, что человек пытается уйти от проблемной или конфликтной ситуации, пытается отмахнуться от нее, «прячет» ее за пределами сознания и старается отрицать ее факт. 

Посмотрите, встречаются ли в рисунке повторяющиеся объекты. Иногда их число может быть весьма символично и будет обозначать года жизни, жизненно важные вехи, ключевые цифры на жизненном пути, которые имеют для человека какое-то особое или проблемное значение.

Проследите, исправлялось ли что-то на рисунке ластиком. Так называемые «подчистки» означают наличие конфликтной ситуации. Если это исправлено в лучшую сторону – то, скорее всего, в ближайшем прошлом в той сфере, которая символически выражает что-то в жизни, произошли улучшения. Если изменения склоняются в худшую сторону, то значит, что-то в этой области ухудшилось. Когда же рисующий раз за разом стирает образ и постоянно его перерисовывает – это говорит о его шатком положении в жизни или каком-то сообществе, возможно в душе его присутствуют какие-то метания, неопределенности или невозможность разрешить нечто важное. Если изображение было просто стерто, а нового ничего не нарисовано, то конфликтные отношения или неприятная ситуация остаются актуальными.

Присмотритесь хорошенько к технике создания рисунка. Если вы заметили растушевку или относительно плотную штриховку какого-либо предмета – значит, рисующий заострил на нем свое внимание и потратил большое количество времени на его прорисовку. А это означает, что акцент на этой детали неслучаен: человека волнует эта тема, эта часть жизни или он охвачен навязчивой идеей в рамках этого образа.

Если в рисунке присутствует несколько разных перспектив, которые не состыковываются друг с другом – это может стать свидетельством противоречий в душе и сознании человека.

Попробуйте проследить за потенциальным движением в рисунке: каково его  направление, к чему оно может привести. Например, куда летит самолет, в какую сторону едет машина, а также что может произойти, когда это движение состоится. Например, те же дети часто изображают неугодного им персонажа (отругавшую бабушку или обзывающегося брата) перед бегущей лошадью, едущим автобусом – т.е. перед тем, что при потенциальном движении может нанести вред «обидчику». Так вы сможете обнаружить конфликт между двумя фигурами в изображении. А, может быть, наоборот, какой-нибудь улетающий дракон говорит о том, что вы уже интуитивно нашли разрешение своей проблемы и скоро в вашей жизни все встанет на свои места. В абстракции отмечайте движение красок и форм: где сгущаются, где размываются, куда направлено движение кисти. Это будет говорить о том, куда направлялась энергия рисующего. Если вниз – то ему может быть тяжело морально или физически, вверх – говорит о внутреннем подъеме и хорошем настроении, влево – это ориентация на прошлый опыт и стремление обраться к нему, а вправо – надежда на будущее и перспективные планы.

Подчеркивание фигуры на рисунке, особо очевидная постановка ее на какую-либо опору, постамент, бордюр – означает нестабильное положение человека или в какой-то сфере его жизни, например, на работе, в семье, в том или ином социальном кругу. 

Обратите внимание, если на рисунке изображен человек, то есть ли в его руке предметы, являющиеся на символическом уровне ее продолжением. Это могут быть: какое-либо приспособление (ложка, молоток, указка), оружие (пистолет, сабля), хозяйственных или технический инструмент (грабли, пила). Это говорит о том, что человек стремится как можно шире распространять свою власть, хочет взять под контроль кого-то или что-то.

Если на рисунке есть дерево – это прямой и весьма информативный символ жизни. Посмотрите на листву, размеры, ствол – это может сказать о здоровье (пышность листвы и толщина ствола), о социальных контактах – пышность и размах кроны, о неприятных событиях и душевных травмах – рубцы на стволе или дупло.

В том случае, когда рисунок помещается в нечто похожее на оболочку, капсулу, или заключается в рамку, это говорит о том, что человек желает отгородиться от внешнего мира и людей, он ищет уединения и устал от череды внешних событий. Быть может, ему не хочется допускать посторонних в свой внутренний мир или посвящать кого-то в свои проблемы.

Когда мы сталкиваемся с подписями на рисунках, это означает, что человек интуитивно хочет уточнить то, что попытался изобразить. Это связано с тем, что где-то в глубине души ему кажется, что его не поймут, он не может доверять окружающим в том, что он останется понятым ими.

Посмотрите, нет ли в рисунке на первый взгляд неочевидной прозрачности – например, «невидимые» стены домов, когда все что внутри заметно, как на ладони, вид через одежду до скелета, чрезмерная прозрачность водоема с подводным миром. Если такая особенность повторяется во многих рисунках, то она может обозначать трудности в ориентировке в окружающей действительности, социальной среде, а то и вовсе говорит об отрицании происходящего в реальности. 

Если вдоль верхней части листа изображено нечто являющейся символической горизонтальной линией, что как бы отделяет одну часть рисунка от другой, то это говорит о том, что над человеком психологически довлеет какая-то проблема, ситуация или какой-то другой субъект из его жизни.

 
Мария Пугачёва
Опубликовано в "Женский Журнал MyJane.ru"