Перейти на сайт галереи
  ==>  

Видеоматериалы и публикации в различных изданиях

Этапы детского развития: кризисы и новообразования

Ребенок в процессе своего жизненного развития проходит определенные этапы, во время которых появляется что-то новое в его организме и в его личности. Переходы от одного этапа к другому сопровождаются так называемыми кризисами развития, моментами, когда «отмирает» нечто пройденное и возникает какое-нибудь полезное новообразование. По мнению психологов, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития личности ребенка.

Зная особенности каждого критического этапа развития своего ребенка, вы сможете легче справиться с трудностями, возникающими в такие моменты в межличностном общении, поведении и воспитании.

Если вы будущая мама или уже имеете малыша, то будьте особенно внимательны ко всем поведенческим проявлениям вашего ребенка, которые касаются нижеописанных возрастов.

Кризис новорожденности. Это период жизни новорожденного малыша до 1 месяца. В это время происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру: ему довольно тяжело переходить из среды водной и темной на свет и воздух. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми слух, обоняние, тактильная, болевая и температурная чувствительность, но в связи со средой они пока настроены на другую волну. Поэтому вы должны быть предельно аккуратны в выборе окружения для вашего малыша: не допускать яркого света, громких звуков, обеспечить мягкую и приятную для тела «одежду» (пеленки, одеяла). В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми: в конце первого месяца появляется социальная улыбка, возникающая в ответ на обращение мамы или отца. Так что не скупитесь на разговоры с вашим маленьким человечком – он все видит и реагирует на ваши слова.

Кризис одного года. Ведущей деятельностью на данном этапе является ходьба. Как правило, к этому моменту малыш начинает учиться вставать на ноги и делать полноценные самостоятельные движения уже в вертикальном положении. Поэтому вы должны ему в этом всячески помогать и следить, чтобы он все делал правильно. Второй момент это появление зачаточной речи – в это время с ребенком надо разговаривать, стараться понять, что он хочет, как называет предметы, отвечать ему. И третий момент – это первые признаки самостоятельных решений, т.е. ребенок может впервые начать капризничать, делать что-то по-своему, отказываться от ваших просьб. Очень важно при этом не наказывать ребенка, а разрешать ему предпринимать то, что он хочет, самому.

Для родителей, у которых дети постарше, нужно обращать особое внимание на следующие периоды развития.

Кризис трех лет. Первый признак этого кризиса – полный негативизм в поведении ребенка. При этом все его поступки идут вразрез с тем, что предлагают ему взрослые: т.е. ребенок не хочет чего-нибудь сде­лать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, он отказывается выполнять любую просьбу родителей. В таком случае не настаивайте на своем и не ругайте малыша, а постарайтесь выяснить, почему он не хочет этого делать, приведите дополнительные аргументы, для чего это нужно. И попробуйте сделать так, чтобы ребенок как бы сам пришел к решению о том, что данное дело все-таки нужное. Второй признак – упрямство – такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. И делает он так только потому, что он так сказал, и держится в этом «до последнего».

Постепенно появляется тенденция ребенка к самостоятельности: теперь он хочет все делать сам. В кризисный момент в этом возрасте формируется самосознание – поэтому надо давать ребенку делать, если он говорит «я сам». С этим связан симптом обесценивания: родители и другие взрослые на время перестают казаться ребенку авторитетами и помощниками. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться, может назвать маму или отца дураками. Не пугайтесь и не срывайтесь на него с жестокими наказаниями. Лучше всего выясните, почему он так сказал, жестко и серьезно объясните ему, что так говорить нельзя и попросите извиниться.

Ко всему прочему в это время идет активное развитие мелкой моторики, поэтому давайте своему ребенку маленькие игрушки, простые конструкторы, старайтесь, чтобы он чаще что-нибудь собирал или строил руками. Также для психики ребенка этого возраста характерна высокая зависимость от наглядной ситуации – показывайте пример в любых делах, но незаметно, чтобы ситуация для малыша «я сообразил сам» сохранялась.

Кризис семи лет. Ребенок при переходе от до­школьного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. В это время идет борьба переживаний: с одной стороны он ведет себя, как раньше, т.е. свободно, так, как ему хочется, но с другой – начинает появляться первая самооценка, понимание своих действий. За счет такого дисбаланса ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада. Ребенок может строить из себя шута, он еще не определился, как себя вести: как маленькому или по-взрослому. Не наказывайте детей за такое поведение, а предоставляйте все возможности, чтобы они почувствовали себя самостоятельными, советуйтесь с ними, попросите помочь вам в каком-нибудь вашем взрослом деле.

Затем постепенно происходит утрата детской непосредственности: в поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между эмоциональным переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Таким образом, к окончанию критического момента существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то , что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. Когда ребёнок станет чуть-чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.


Мария Пугачёва, психолог 
Опубликовано в "Женский журнал MyJane.ru"