Домен продается. Писать администратору.



Перейти на сайт галереи
  ==>  

Видеоматериалы и публикации в различных изданиях

Комната для новорожденного

В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребенка – поэтому нужно сделать пространство, в котором будет развиваться малыш, как можно более полезным.

Кризис новорожденности. Рождение – это, конечно, кризис, ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной – прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Безусловно, все происходящее требует периода приспособления, поэтому необходимо создать вокруг ребенка пространство, способное помочь ему в этом.

Если вы ожидаете ребенка, то его комнату целесообразно готовить с расчетом использования в течение одного года – именно столько длится период младенчества (от 0 до 1 года).При этом следует обратить внимание: младенчество делится на два характерных этапа и каждый имеет свои особенности, поэтомуи в пространство комнаты вы должны привнести соответствующие элементы.На этапе первого полугодия складывается система аффективно-личностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития, также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями. Это значит, что в комнате нужно использовать больше визуальных и тактильных стимулов, предметов, связанных с контактом ребенка со взрослыми. Во время второго полугодия ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметами при помощи общения со взрослым. Поэтому в этот период важно наполнить его комнату игрушками и предметами, имеющими отношение к обычной жизнедеятельности и использованию в быту.

Цвет. Основной принцип, которым следует руководствоваться при обустройстве комнаты для новорожденного – это использование мягких спокойных тонов. Для этого хорошо подойдут пастельные, голубые, белые и бежевые оттенки. От темных цветов и большого количества белого следует отказаться. Общее окружение должно быть светлое и нейтральное, но не слишком скучное и «стерильное» - в интерьер стоит внести несколько ярких пятен. Это могут быть какие-нибудь картины или игрушки, они будут пробуждать интерес ребенка и помогут в развитии концентрации внимания. Однако не стоит покупать разноцветные обои с рисунками животных или солнышек, корабликов – чрезмерное обилие одинаковых неподвижных образов по всей комнате будет рассеивать внимание малыша, и он будет чувствовать себя некомфортно.

Красный, оранжевый, желтый – цвета активизирующие, возбуждающие. С такими цветами следует подбирать предметы, связанные с общением, взаимодействием между ребенком и взрослым, - они помогут в развитии социальной функции. Использование красного, желтого и оранжевого очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных детей, у них увеличивается активность и коммуникабельность, улучшается настроение. Синий, голубой, фиолетовый – успокаивающие цвета, делают менее активным любое восприятие. Они хорошо подходят для мест и предметов, связанных с отдыхом и сном: подушки, постельное белье, пледики. Такие цвета также хорошо использовать для гиперактивных детей, чтобы нейтрализовать излишнее возбуждение. Зеленый – различные оттенки этого цвета успокаивают, расслабляют. В связи с этим его воздействие используют при шоках и сильных нервных потрясениях. Игровые и развивающие пространства нельзя красить в зеленый цвет, так как он вызывает скуку, не дает ярких впечатлений. Салатовый – этот цвет, побуждает к стремлению устанавливать как можно больше контактов, активно общаться с внешним миром, познавать новое. Коричневый – этот цвет символизирует собойуверенность, стабильность и спокойствие, но большое его количество – не радует, и даже отягощает. Он не способен вызывать ярких эмоций. Поэтому в детских комнатах коричневый – не лучшее решение. Черный, белый, серый – эти цвета часто трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции (но если, конечно, они не используются в больших количествах: много черного удручает и расстраивает, вызывает страх, а обилие белого – ощущение пустоты и одиночества). Принимая во внимание все эти характеристики при построении окружающего пространства для маленьких детей, нужно стараться использовать эти цвета как можно реже. Ребенок в очень большой степени познает мир через различные цвета, усваивает понятия и значения, учится понимать свойства предметов и явлений. Поэтому такие «пустые» цвета лучше исключить.

Формы и линии, покрытия и текстуры. Чтобы окружающее пространство не пугало и не беспокоило маленького ребенка, используйте в оформлении комнаты плавные линии и округлые формы.Они воспринимаются легко и дают ощущение надежности и спокойствия. Зигзагообразные, ломаные линии, неправильные формы – раздражают и держат в напряжении.А вот текстуры могут быть совершенно различные: гладкие, шероховатые, рельефные. Маленький ребенок получает информацию об окружающем его мире с помощью тактильных ощущений, через ладони и кончики пальцев, поэтому разные фактуры будут для него полезны и интересны. Вопреки мнению большинства, не стоит использовать на полу мягкие ковры с крупным пушистым ворсом. На твердом покрытии – паркете или ламинате – ребенку будет легче ползать, и он сможет быстрее научиться вставать на ноги и делать первые шаги. К тому же в таких коврах собирается пыль, а их состав может вызывать аллергию и кожное раздражение.

Освещение. В детской комнате должно быть светло и уютно, но избегайте чересчур яркого и обильного освещения – это может раздражать младенца. Искусственный свет должен быть приглушенный. Особое внимание уделите оформлению окна: используйте светлые мягкие ткани. Повесьте прозрачный тюль, чтобы, когда ребенок играет, было больше натурального освещения, и плотные ночные шторы, если ребенок спит, ему не должен мешать яркий солнечный свет. И помните, дети не любят спать в полной темноте, поэтому на ночь оставляйте маленький светильник со слабым светом.

Мебель. Основным набором необходимой мебели в комнате малыша должны стать: кроватка или колыбель, столик для пеленания, манеж, шкаф или комод для хранения детских вещей, стул-качалка и стул для кормления. Следует обратить особое внимание, что вся мебель должна быть выполнена из натуральных материалов (деревянная, без токсичных красок), безопасная (с гладкими краями и закругленными углами, без мелких частей, которые могут отломиться) и удобная в использовании (легко моющаяся и передвигающаяся). Практичность и безопасность при покупке деткой мебели должны превалировать над ее внешним видом. Кроватку обычно ставят в самое светлое место в комнате, подальше от батарей, обогревателей и окон. Матрас нужен с натуральным наполнителем и твердый – чтобы было легче вставать на ножки. Не рекомендуется завешивать кроватку пологом – чтобы малыш не находился в замкнутом пространстве и ему было не трудно дышать. Столиком для пеленания может послужить обычный стол или туалетный столик удобной высоты, с ящиком для подгузников и полкой для туалетных принадлежностей. Манеж начинайте использовать с 3-4 месяцев, прежде чем ребенок научиться ползать и свободно передвигаться, чтобы не сковывать его двигательную активность. Детские стулья должны быть прочными и устойчивыми, с нескользкими сиденьями, со страховочными ремнями, изменяемой высотой и качающим механизмом. Никогда не ставьте стул со стеной и опорой, от которой ребенок может оттолкнуться.

Игрушки. Игрушки имеют большое значение для правильного развития ребенка. Считается, что уже с двухмесячного возраста ребенок начинает так или иначе играть, проявлять интерес к различным предметам, вещицам. В связи с тем, что в начальный период жизни у ребенка необходимо активно развивать все стороны эмоциональной и физической сфер, его игрушки должны быть разнообразными по своему функциональному назначению. Для зрительной стимуляции нужны разноцветные, яркие, привлекающие внимание игрушки. С 1-1,5 месяцев над кроваткой можно повесить подвижную конструкцию с игрушками, и постарайтесь устроить ее так, чтобы ребенок смог дотянуться до них и захватить ручкой. Важно давать ребенку игрушки, издающие звуки: погремушки, пищалки, свистелки, а затем и более сложные, такие как детское пианино, металлофон с молоточками. Психологами установлено, что такие игрушки способствуют развитию так называемой «звукопроизносительной» стороны речи. Начиная со второго полугодия, используйте игрушки, предназначенные для развития предметной деятельности. К этому времени ребенок начинает потихоньку осознавать и запоминать особенности своих игрушек. Существует известный принцип: «развитие пальцев – развитие головного мозга», поэтому заготовьте побольше предметов, связанных с мелкой моторикой. Это могут быть деревянные бусы, разные по размеру кубики, фигурки. Способность к мышлению стимулируйте играми в пирамиды, сборно-разборные конструкции, вкладыванием одного предмета в другой. Не забудьте постепенно приучать ребенка к вещам бытового обихода – начинайте давать ему для игры кружки, ложки, тарелочки. Показывайте ребенку цветные иллюстрации, слайды, книги с крупными картинками.

Игрушки грудного ребенка должны быть легко моющимися, не токсичными, безопасными и достаточно крупными, чтобы он не смог засунуть их в рот и проглотить. Лучше всего подойдут пластмассовые, резиновые и деревянные игрушки. Хорошо давать малышу игрушки разные по цвету, форме, размеру, качеству и даже температуре.

И еще – не забывайте об основных правилах! Температура воздуха в комнате новорожденного должна поддерживаться от 18 до 22°C, влажность – от 50 до 60%. Если воздух слишком сухой – обязательно установите специальный увлажнитель, потому что, подсушивая слизистые оболочки, сухой воздух затрудняет дыхание малыша. Комнату необходимо ежедневно проветривать, примерно каждые 3-4 часа по 10 минут, и проводить влажную уборку. В помещении не должно быть животных, аквариумов и растений. Старайтесь не ставить в детской стеллажи с книгами, не сажать большие мягкие игрушки, не вешать ковры на стены – все это вредные для ребенка пылесборники. По возможности сделайте помещение как можно более шумоизолированным, однако следите за тем, чтобы «не пропустить» плачь ребенка и вовремя позаботиться о нем.


Мария Пугачёва, психолог
Опубликовано в газете «Мы тебя ждем»