Домен продается. Писать администратору.



Перейти на сайт галереи
  ==>  

Видеоматериалы и публикации в различных изданиях

Подготавливаем детскую комнату: зонирование пространства

Зонирование пространства – это деление интерьера детской комнаты на зоны, соответствующие различным аспектам развития той или иной сферы личности ребенка. Каждая зона должна максимально соответствовать своему функциональному назначению.

Детская комната – это пространство, в котором ребенок проводит довольно большую часть своего времени, там он будет играть, заниматься учебой и физкультурой, отдыхать и засыпать. Поэтому такое деление очень важно, так как оно помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность ребенка, а также максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в одной конкретной сфере. Большое значение имеет, какие цвета, объекты, игрушки, освещение и т.п. будут подобраны для каждой отдельной зоны и каким образом она будет организована.

Ожидая появления малыша, позаботьтесь заранее о том маленьком мире, в котором он будет жить все последующее время – его детской комнате. Как правило, среднестатистический житель делает ремонт примерно не чаще, чем раз в семь-десять лет. Поэтому, подготавливая детскую комнату, учитывайте, что ваш ребенок пройдет в ней несколько ступеней своего развития: от момента полной несамостоятельности, через игру и освоение простых действий человеческой жизнедеятельности, до начала учебы в подготовительных классах и группах, а затем и школе. При этом вы можете что-то менять, приносить и убирать (например, кровати, столики, ковры, игрушки), но основной принцип планировки лучше предусмотреть заранее.

Спальная зона. Здесь нужно минимум света, и он должен быть мягким и приглушенным. Можно дополнительно сделать зеленую подсветку – этот цвет расслабляет, способствует засыпанию. Для стен, мебели, постельного белья также подойдут различные оттенки зеленого и голубого – главное чтобы цвета были спокойные, ненавязчивые. Многие замечают, что дети боятся большого пространства над своей кроватью, они хотят спрятаться в «норку», чтобы чувствовать себя в безопасности во время сна. Поэтому кровать можно накрыть балдахином, сделать навес или закрыть вуалью. Чтобы было не страшно, а наоборот интересно, потолок делают в виде ночного неба со звездами, месяцем, облаками или даже другими планетами. Благодаря этому, ребенок быстро научиться понимать, что и как расположено на небе, когда луна сменяет солнце, а после того, как погасят свет, в его комнате не будет абсолютной темноты, и ему будет не так страшно оставаться одному и засыпать.

Игровая зона. В игровом пространстве нужно задействовать всю цветовую палитру, особенно яркие и насыщенные цвета – это будет совпадать с характером деятельности маленьких детей, стимулировать активность и поднимать настроение. Игровая зона также требует обильного освещения. Для пола в этом месте подойдут ковры или ковровые покрытия антистатичные и приятные на ощупь, так как ребенок во время игры будет ползать и много сидеть на них. Среди игрушек у детей обязательно должны быть: большие мягкие животные – они успокаивают, дарят тепло; много разных мелочей – игра с ними развивает мелкую моторику, учит аккуратности и усидчивости, активизирует систематическое мышление и комбинаторские способности; конструкторы и сборно-разборные предметы разовьют логику и сообразительность.

При этом будьте внимательны! В первое время не стелите мягких и пушистых ковров – учиться ходить ребенку лучше на твердом покрытии: паркете или ламинате. Мелкие игрушки и разные детальки пускайте в его обиход только после трехлетнего возраста, иначе они могут попасть ему в рот или нос. Если найдете интересные маленькие игрушки и захотите дать их ребенку – делайте это только под собственным присмотром.

Не стоит забывать, что в игре дети осваивают огромное количество жизненных навыков и умений, поэтому постарайтесь наполнить их игровую среду различными предметами, так или иначе связанными с взрослой жизнедеятельностью.

* Для девочек обязательно сделайте маленькую кухню с плитой, столиком, посудой и салфетками – маленькая женщина должна учиться вести хозяйство. Дайте возможность вашей дочке тоже заботиться о малыше – для этого нужна игрушечная кроватка, коляска, пеленки, соски и бутылочки, и собственно сами куклы. Не забудьте повесить зеркало – девочка всегда будет играть в наряды и делать прически.

* Для мальчиков поставьте разнообразные конструкторы, игрушки, связанные со строительством, купите наборы инструментов. Можно придумать мини-автопарк или гараж: для этого нужно прочное покрытие, по которому могут кататься машинки, и достаточное пространство для движения.

* Сделайте в игровой зоне «живой уголок» – это поможет развивать в вашем ребенке доброту, заботу и ответственность. Туда можно поместить домашних животных: хомяка, морскую свинку, черепаху, аквариум. Хорошо будет поставить какие-нибудь растения, чтобы ребенок мог самостоятельно за ними ухаживать. Если по определенным причинам вы не можете завести живое существо дома, просто повесьте там картинки с их изображением и фотографии, найдите очень похожие на реальных зверей игрушки. Есть множество специальных наборов: «зоопарк», «земноводные», «обитатели аквариума». Дети должны знать все о мире природы, к тому же они всегда очень любят животных и тянутся к ним.

* Привнесите в игровое пространство ребенка то, что связанно с его любимой профессией, узнайте, кем бы он хотел стать, какая сфера или работа ему интересна.

* У ребенка всегда должен быть уголок, где он может проявлять свои творческие способности. Для этого нужно организовать место, где бы он рисовал, лепил, вырезал, клеил – такая маленькая мастерская со всеми необходимыми инструментами и материалами. Вы можете даже наклеить туда кусок белых обоев или же приспособить большой белый лист, который получится регулярно менять, и разрешите ребенку рисовать на нем.

Учебная зона. Имейте в виду, что так называемый «учебный процесс» нужно начинать задолго до школы. Уже с трех лет вы можете самостоятельно учить ребенка буквам, чтению, счету или иностранному языку. В учебной зоне должна быть атмосфера, одновременно дающая возможность как сосредоточиться, так и проявить необходимый интерес к занятиям. Старайтесь не делать это место слишком скучным в цветовом и предметном оформлении, иначе у ребенка абсолютно не будет желания переходить туда из игровой или спортивной зоны. Для этого хорошо подойдут следующие цвета: желтый – стимулирует умственную деятельность, красные привлекает внимание и пробуждает интерес, в своем сочетании они усиливают жажду знаний и побуждают к исследованиям. Но не переусердствуйте с ними – используйте эти оттенки в качестве ярких акцентов, а то у ребенка может пропасть всякая усидчивость. Для того чтобы эта зона не выглядела как «строгая школа», сделайте ее маленьким «научным кабинетом» ребенка. Развесьте разные интересные карты, схемы, плакаты – то, что необходимо для запоминания, оформите с фантазией учебные доски, купите глобус, обычный микроскоп. В таком месте ребенок должен почувствовать себя настоящим маленьким ученым. Купите обязательно разные большие и красочные энциклопедии, чтобы ребенок самостоятельно и с интересом мог изучать различные явления жизни. В этой зоне обязательно должна быть хорошая подсветка, и лучше всего располагать учебное место рядом с окном, чтобы ребенок все-таки мог получать как можно больше естественного света и свежего воздуха.

Спортивная зона. Для ребенка очень важно заниматься физкультурой, и спортом, чтобы быть здоровым и снимать повседневную нагрузку от занятий учебой. Самый лучший вариант – это небольшой спортивный комплекс с достаточным количеством «тренажеров» для упражнений во всех сферах. Если площадь комнаты не позволяет организовать спортивный комплекс с большим разнообразием предметов, то можно ограничиться стандартным набором: шведская стенка с турником, качели, кольца и веревочная лестница. Все это вполне поместится на четырех квадратных метрах. Для оформления пола в спорт-зоне лучше всего подойдут покрытия, разработанные для спортивных целей, в которых специальные основа и верхний слой делают поверхность пола мягкой и абсолютно безопасной. Цвета для этого места нужны яркие, насыщенные (красный, оранжевый, ярко-розовый) – они стимулируют физическую активность, улучшают работу мускулатуры.

На первое время (примерно года три) такой «мини-зал» не нужен. Поэтому на этот срок сделайте небольшую площадку, где бы ребенок мог играть с мячиками (лучше легкими надувными или небольшими «арабскими»), осваивать маленький велосипед или другие спортивные предметы, которые покажутся ему интересными.

«Домик» или «норка». Все маленькие дети очень любят играть в собственный домик, норку, шалаш. Эта потребность прятаться и уединяться продиктована желанием ребенка самостоятельно организовать вокруг себя пространство согласно своим вкусам и интересам. Попробуйте сделать в детской небольшой импровизированный домик с маленькой мебелью, различными предметами обихода и дополнительным освещением внутри. Подобные места создают у детей ощущение безопасности и дают им возможность самим придумывать нужное обустройство и устанавливать там порядки.

Санузел. Если у вас в доме есть возможность сделать отдельный санузел для ребенка – это очень хороший вариант. Если ребенок еще маленький, постарайтесь привнести в его ванную комнату такие же «маленькие» предметы: стульчик, коврики, халатик, мыльца. И пусть будет побольше вещей-игрушек в виде животных, сказочных персонажей, героев мультфильмов: шампуни, гели для душа, мочалки, зубные щетки. Можно использовать нестандартные яркие цвета – ванная не будет казаться холодной, ребенку станет интересно даже пойти почистить зубы перед сном, с утра он с радостью пойдет умываться, побыстрее «проснется».

Если у вас в семье двое или несколько детей, то каждому из них нужно постараться сделать отдельное спальное место (лучше так, чтобы дети не видели друг друга, особенно если они разнополые) и учебное место (стол или половину большого стола, лампу, канцелярские принадлежности, а по возможности и компьютер). А вот игровую и спортивную зону можно оставить одну на двоих – пусть вместе придумывают игры, общаются, учатся помогать друг другу, развивают социальные навыки.

Как делить?

* С помощью перегородок. Перегородки бывают различных конфигураций. Сплошные (от пола до потолка) и непрозрачные: они устанавливаются почти как дополнительная стена. Перегородки такого вида подходят для разделения больших помещений, в которых находятся два и более окон. В комнатах поменьше удобнее использовать низкие перегородки высотой в половину комнаты. Бывают «прозрачные» перегородки – это различные стеллажи или полки с крупными секциями. Также можно воспользоваться передвижными ширмами – это позволит в любой момент изменить пространство детской комнаты, как вам захочется.

* С помощью «барьеров». Они конструируются из гипсокартона перпендикулярно от основной стены высотой примерно на одну треть комнаты. В небольших помещениях таким барьером может стать и что-нибудь из мебели: комод, книжная полка, шкаф или диван.

* Шторы и завесы. Основные преимущества такого разделения – их можно перемещать, они не громоздки и экономят пространство. С помощью штор хорошо отгораживать спальное место, так как это весьма личная зона, или игровое, где ребенок часто разбрасывает свои игрушки и не очень-то любит их убирать.

* С помощью различных отделочных материалов. В каждой зоне можно использовать разные напольные покрытия (паркет, ламинат, ковры), делать другую фактуру и окраску стен.

* Разделять комнату можно также при помощи различного уровня пола (подиумов и настилов), перепадов потолка или ниш и углублений в стенах.


Мария Пугачёва, психолог 
Опубликовано в газете «Мы тебя ждем», журнале «Няня»